Главная » 2014»Июль»22 » Скачать Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов. Чарыев, Иргаш бесплатно
22:23
Скачать Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов. Чарыев, Иргаш бесплатно
Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов
Диссертация
Автор: Чарыев, Иргаш
Название: Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов
Справка: Чарыев, Иргаш. Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01: Москва, 1984 500 c. : 71 85-13/23
Объем: 500 стр.
Информация: Москва, 1984
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ^^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ I Теоретико-методологические основы трудового воспитания в советской школе
§ 2 История становления и развития трудового воспитания в советской школе и педагогике
§ 3 Реализация принципа политехнизма в процессе подготовки сельских школьников к труду
§ Учет возрастных особенностей школьников в процессе трудового воспитания 109 ^
Выводы по главе
Глава П ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ХЛОПКОСЕЮЩИХ РАЙОНАХ/
§ I Трудовое воспитание учащихся в процессе изучения основ наук / „^V
§ 2 Анализ опыта работы по трудовому восйи^аниго в школах
Узбекской ССР
§ 3 Региональная специфика трудового обучения и ее роль в трудовом воспитании учащихся
§ Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся хлопкосеющих районов как средство их трудового воспитания
§ 5 Роль семьи и национальных традиций в трудовом воепитании 211^'
§ 6 Реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся
Выводы по П главе
Глава Ш ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ ХЛОПКОСЕЮЩИХ РАЙОНОВ
§ I Взаимосвязь содержания, форм и методов трудового воспитания школьников
§ 2 Взаимодействие школы, семьи и производственного коллектива в организации трудового воспитания учащихся
§ 3 Использование коллективных и индивидуальных форм наставничества в трудовом воспитании учащихся
Выводы по III главе
Глава 1У ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
§ I Основные критерии эффективности трудового воспитания сельских школьников
§ 2 Воспитание у школьников коммунистического отношения к труду и активной жизненной позицииV
§ 3 Перспективы совершенствования системы трудового воспитания учащихся в хлопкосеющем регионе
Выводы по 1У главе
3 АК ЛЮЧЕ Н И Е
Введение:
Актуальность проблемы, В нашей стране проблемы трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации учащихся, подготовки их к производительному труду в ее педагогическом аспекте является в настоящее время одной из наиболее актуальных как для решения задачи формирования всесторонне развитой личности, так и для обогащения социальной функции образования, совершенствования теории и практики коммунистического воспитания подрастающих поколений.
Идея соединения обучения с производительным трудом как средство воспитания всесторонне развитой личности была впервые научно разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным. Марксистско-ленинская концепция о роли трудовой школы в становлении человека, в историческом развитии общества требует, чтобы подрастающее поколение овладело коммунистическим мировоззрением, прочными знаниями основ наук, получило политехническое образование, нравственную и практическую подготовку к труду на общую пользу.
Именно трудовой характер школы основоположники марксизма-ленинизма считали решающей предпосылкой всестороннего развития личности^важным условием ликвидации различий между трудом физическим и умственным. К.Маркс считал, что при соблюдении определенных требований (охрана здоровья детей, учет доступности труда, его соотнесенности с возрастом) "раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества"^*. Развивая это положение применительно к новым условиям, В.И.Ленин указывал: ". нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуетая современным уровнем техники и состоянием научного знания"Единство образования и труда решительно отвергает противопоставление-учения труду. Выдвигаемые буржуазными теоретиками тезис о том, что школа только готовит к труду, вне его сферы - глубоко чужд марксистско-ленинской концепции.
Знания, добросовестный и творческий труд В.И.Ленин рассматривал как важное условие, обеспечивающее единство убеждений и действий человека. Поэтому наше общество особо заинтересовано в формировании высокообразованных, идейно-нравственно стойких,подготовленных к любому социально необходимому созидательному труду, физически развитых молодых людей, - активных строителей коммунистического общества.
Одной из важнейших задач построения коммунистического общества в нашей стране является воспитание всесторонне развитого человека, "гармонически сочетающего в себе духовное богатство, р моральную чистоту и физическое совершенство" . В отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии отмечалось: "Успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного разви3 тия личности и будем наращивать их впредь" .
Отмечая социальную природу личности, определяя сущность человека, как "совокупность всех общественных отношений"^, класси-Г?
2. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1967, с.121.
3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.63.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.З. ки марксизма заявляли, что развитие личности, ее социальное формирование происходит под воздействием социальной среды, обстоятельств и целенаправленного воспитания. Они придавали огромное значение трудовому воспитанию детей и труду как средству всестороннего развития человеческой личности. К.Маркс убедительно доказал, что в процессе труда, "воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу"*. Вот почему он считал "тенденцию современной промышленности привлекать детей и подростков обоего пола к участию в великом деле общественного производства прогрессивной, здоровой и законной тенденцией, хотя при капиталистическом строе р она и приняла уродливые формы.
Цель и смысл воспитания заключается в том, чтобы подготовить молодое поколение к жизни и труду. "Самое воспитание, -отмечал К.Д.Ушинский, - если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни"3.
На современном этапе научно-технической революции в нашей стране значительно возросли требования, предъявляемые к подготовке молодых специалистов промышленного и сельскохозяйственного производства. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы,на период до 1990 года записано: "Расширять возможности для гармоничной духовной жизни людей, доступа всего населения к культурным ценностям, образования и культуры, усилить нравственное воспитание, развивать
1. Маркс К. Капитал, т.1 - Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., т.23, с. 188.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.197.
3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945, с.97. коммунистическое отношение к труду и общественной собственности"^. В этой связи актуализируются задачи школы в области трудового воспитания учащихся, задачи подготовки их к труду в промышленном и сельскохозяйственном производстве, а также в сфере обслуживания .
В ряде постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, опубликованных в последние годы, указывается на необходимость совершенствования системы трудового воспитания школьников, решительного поворота школы к улучшению подготовки к труду в сфере материального производства, так как нынешняя постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся не отвечает возросшим требованиям общественного производства и научно-технического прогресса. Это находит свое выражение в негативном отношении части выпускников к производительному труду и рабочим профессиям, в их неумении выбрать профессию в соответствии со своими склонностями и способностями, а также потребностями народного хозяйства, в недостаточном овладении трудовыми навыками и умениями. Профориентационная работа нередко ведется без надлежащего учета интересов, склонностей и возможностей учащихся, без знания и учета потребностей в работниках данного региона.
Недоработки школы в области трудового воспитания проявляются также в организации общественно полезного и производительного труда<школьников й отбора его содержания. Труд учащихся во многих школах примитивен, не отличается разнообразием, интеллектуальный и творческий потенциал его весьма низок. Недостаточно активно используется воспитательный потенциал семьи, производст
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 137.
• - 8 венных коллективов, общественности, обеспечивается эффективное взаимодействие этих воспитывающих сил со школой. Все это в значительной степени снижает возможности и качества трудового обучения и воспитания учащихся.
Б этой связи весьма актуальными и социально важными являются научная разработка проблем трудового воспитания и их практическое решение.
В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что краеугольным камнем коммунистического воспитания должно стать воспитание нового отношения к труду. Для перехода к коммунизму не обходимо, чтобы труд стал первейшей жизненной потребностью человека. Эту задачу призвана решать и общеобразовательная школа,закладывающая основы трудового становления молодежи.
ХХУ1 съезд КПСС поставил перед педагогическими коллективами ключевую задачу - повысить эффективность трудового воспитания учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду.
Социальный прогресс, динамично развивающаяся экономика и культура нашей страны, совершенствование общественных отношений, интересы самого человека требуют, чтобы школа давала своим воспитанникам не только глубокие знания, но и ориентировала на общественно-полезную созидательную деятельность, готовила их к труду прежде всего в сфере материального производства.
На осуществление этих грандиозных задач и направлена реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Цель реформы -дальнейшее развитие ленинских принципов единой, трудовой, политехнической школы в свете современных задач; повышение качества образования и воспитания в школах и ПТУ, уровня вдейно-политиче-ского, нравственного воспитания, эстетического и физического развития учащихся; коренное улучшение постановки трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации, усиление политехнической, практической направленности преподавания на основе соединения обучения с производительным трудом, упрочения престижа и авторитета учителя. Как было указано в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК партии, теперь надо думать о том, чтобы идеи реформы были полностью воплощены в жизнь, не остались на бумаге. "Главное здесь - подвести под всю работу по преобразованию школы прочную материальную и организационную базу. Позаботиться следует о многих вещах - от перестройки учебного процесса и налаживания труда школьников, наведения порядка в работе детских домов и интернатов до улучшения условий жизни учителей"^
В нашей стране достигнуты определенные успехи в трудовом воспитании школьников, этому способствовало укрепление учебно-материальной базы, подготовка и повышение квалификации учителей труда, усиление связей школы с жизнью, с производственными коллективами агропромышленного комплекса, постановка многосторонней учебно-воспитательной работы. Начиная с УП и даже с 17 класса, ученики привлекаются к производительному труду как на уроках трудового обучения, так и во внеурочное и каникулярное время. Более органично труд в различных объединениях школьников (лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах, трудовых отрядах старшеклассников) сочетается с коммунистическим воспитанием. На уроках по, основам наук уделяется больше внимания политехнической направленности изучаемых предметов, явлений, законов природы и общества; систематически организуются
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г., 1984, с.16. внеклассная работа, плановые производственные экскурсии (комплексные и по отдельным предметам), расширяющие производственно-теоретический кругозор и социальный опыт учащихся.
За последнее время существенно изменились социальные функции средней школы: раньше она была в основном нацелена на подготовку учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях. Ныне важнейшая задача советской школы - давать подрастающему поколению глубокие, прочные знания основ наук, вырабатывать навыки л умения применить их на практике и в равной мере подготовка их к социально необходимому труду, особенно в сфере материального производство, т.е. формировать у каждого выпускника осознанную потребность созидательного труда. Это обусловлено тем, что ежегодно 70-80% из числа выпускников школы включаются в трудовую деятельность в различных отраслях народного хозяйства, т.е. пополняют ряды рабочего класса, колхозного крестьянства, работников сферы обслуживания. Недоработки в области трудового воспитания и обучения школьников отрицательно отражаются на вхождение выпускников в производственную деятельность.
Решая проблемы повышения эффективности трудового воспитания школьников, необходимо учитывать и такие факторы, как цели и перспективы дальнейшего развития экономики народного хозяйства, демографическая ситуация в стране, рациональные особенности, национальные и трудовые традиции населения. Эти факторы по-разному проявляются в тех или иных регионах нашей огромной страны. Поэтому для поисков новых, более совершенных форм и методов трудового воспитания учащихся важное значение имеет изучение и анализ специфических региональных особенностей воспроизводства, традиций и быта.
Советский Восток занимает юго-западную часть азиатской тер
•- II ритории Советского Союза, включающую в себя пять республик: Узбекскую, Таджикскую, Туркменскую Киргизскую, Казахскую. Границы этого региона являются: граница с Китаем с востока, граница Казахской ССР с РСФСР с востока, севера и запада, с юга - граница с Ираком и Афганистаном. о
Все это предопределяет широкомасштабное ведение гидромелиоративных работ, на необходимость которых указывалось на июльском (1978 г.) и ноябрьском (1982 г.) Пленумах ЦК КПСС.
Следует подчеркнуть, что сельское хозяйство региона в очень большой степени зависит от природных факторов. Особенности климата рельефа, почвенно-мелиоративные условия определяют специализацию сельскохозяйственного производства.
Основную территорию данного региона занимает климато-мелио-ративная зона с постоянным недостатком влаги при хорошей тепло-обеспеченности. Сочетание тепла и влаги неблагоприятное, так как значительно отличается от оптимального увлажнения почв для выращивания сельскохозяйственных культур. Климат характеризуется жарким летом и сильным недостатком влаги, в силу.чего ведение интенсивного сельского хозяйства без орошения здесь невозможно. Ведущая культура орошаемого земледелия - хлопчатник. Возделывавтся также рис, плодовые, виноград, развиты шелководство и отгонное овцеводство.
Поливное земледелие исследуемого региона связано с водными ресурсами. Из его общей площади 400 млн. га лишь 87 млн.га пригодны для орошения. Наибольшее количество пригодных к орошению земель расположено в Казахстане (68%), Туркмении (15%), Узбекистане (14%), наименьшее в Таджикистане (3%) и Киргизии (3%).Наиболее перспективные районы орошаемого земледелия - бассейны рек Сырдарьи, Амударьи, Чу, Таласа, Или, где размещено свыше 85% орошаемых земель. Под хлопчатник, выращиваемый на орошаемых землях, наибольшее количество земель отведено в Узбекской ССР (1773 тыс.га), затем следует Туркменская ССР (486 тыс.), Таджикская ССР (272 тыс.), Казахская ССР (ПО тыс.), Киргизская ССР (71 тыс.). Прирост новых орошаемых земель составляет в среднем за последние 15 лет 114 тыс.га в год.
Большие усилия прилагают труженики сельского хозяйства Средней Азии для успешной реализации Продовольственной программы, принятой на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС. В рамках этой программы, например, в Узбекистане намечено, наряду с развитием хлопководства, ускоренными темпами увеличивать производство животноводческой продукции, овощей, фруктов, бахчевых культур. Это потребует "внедрения научно обоснованной, хорошо продуманной системы земледелия, в полной мере учитывающей природ-но-экономические условия каждой зоны и области, каждого района, каждого хозяйства"*.
Демографическую ситуацию в Узбекистане можно кратко охарактеризовать следующим образом. За последние 10 лет среднегодовые темпы прироста населения вдвое превышают среднесоюзные. В республике проживает свыше 16 млн.человек (данные на I января 1981 г.), к 1990 г. население возрастет до 20-22 млн.человек. К тому же предполагается, что в одиннадцатой пятилетке почти половина ожидаемого прироста трудовых ресурсов СССР будет приходиться на Узбекистан. В отличие от многих центральных районов страны, где трудовые ресурсы "стареют", в этой республике они заметно "помолодели"; В отдельных отраслях молодежь составляет 40-50%. Ежегодно в сферу материального производства вливается до 150 тыс. выпускников школ (около 60$ от выпуска).
В 1982 г. в Узбекистане насчитывалось 373 сельских профессионально-технических училищ, в которых обучалось 107,8 тыс.учащихся. С целью полного удовлетворения сельскохозяйственного производства механизаторскими кадрами их подготовка через систему профессионально-технического обучения возрастает из года в год (за последнее десятилетие - 1970-1980 гг. - численность подготовленных механизаторских кадров возросла более чем в 4 раза - с 33,5 тыс.человек до 132 тыс.человек).
Сельские школы Узбекистана обладают большими резервами, из которых колхозы и совхозы могут черпать необходимые людские ресурсы. Так в I98I/I982 учебном году в сельских дневных общеобразовательных школах обучалось 2658,8 тыс.учащихся, в том числе в выпускных старших классах - 367,4 тыс. Из них трудовым обучением охвачено 358,0 тыс.человек, в том числе на предприятиях сельско
I. О Продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации.- "Коммунист", 1982, $ 9, с.8.
• 14 го хозяйства - 50,1 тыс.человек.
Ввиду почти стопроцентного охвата учащихся сельских средних школ трудовым обучением и воспитанием проблема совершенствования качественного уровня их подготовки к труду становится особенно острой и актуальной.
В Средней Азии, особенно в Узбекистане, есть избыток рабочей силы на селе, что создает предпосылки для дальнейшего развития сельского хозяйства, для скорейшей реализации продовольственной программы, создания агропромышленных комплексов, строительства заводов, фабрик.
Наличие специфических условий (которые резко отличаются от условий работы школ РСФСР, Украины, Белоруссии и ряда других республик) требует особого подхода к трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации школьников.
Бурные темпы научно-технического прогресса, в частности, широкая автоматизация и механизация всех отраслей народного хозяйства, появление новых профессий обусловили все возрастающую потребность в кадрах, способных управлять сложной современной техникой, адаптироваться в условиях современного производства, характеризующегося высокими темпами развития. Организация трудового воспитания школьников, будучи сходной по общим направлениям (планирование, осуществление организационной работы, анализ результатов и т.д.) в разных регионах существенно отличается по своему содержанию. В этой связи весьма актуальной и социально необходимой является научная разработка проблем трудового воспитания с учетом их региональных особенностей и того, что накоплено историческим опытом советской школы,
В.И.Ленин во многих своих трудах подчеркивал, что одной из самых сложнейших задач советского общества является воспитание человека нового мира, перестройка его сознания, поведения, выработка отношения к труду как первейшей потребности.
На разработку общей теории коммунистического и его важнейшей части - трудового - воспитания, на развитие марксистско-ленинской педагогики большое влияние оказали Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухо-млинский.
Ленинское требование о необходимости упрочения связи школы с жизнью, трудом, чтобы она служила преобразованию общества,было основой в педагогической деятельности Н.К.Крупской. Критикуя старую школу с ее "грамматиками и историями", оторванных от действительности, Крупская считала важным ". изменить весь строй школьной жизни, связать школу самым тесным образом с жизнью, сделать так, чтобы . труд стоял в неразрывной связи с наукой, жизнью, дающей возможность для подростка получать непрестанно богатые впечатления и, работая и учась, вырабатывать в себе понимания жизни"*. Во всех своих выступлениях Надежда Константиновна призывала не только изучать жизнь, но и активно вмешиваться в окружающую жизнь, перестраивать ее по-новому, по-социалистически. "Школа, только изучающая, - это школа барская. о
Школа, вливающаяся в жизнь, - это школа трудящихся" . Детей надо воспитывать так, чтобы они интересовались всем, что их окружает, всеми общественными явлениями. Именно через общественно полезный труд в значительной степени создается связь с жизнью и та посильная помощь молодого поколения в социалистическом стрО' ительстве.
1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. T.I, с.128-129.
2. Крупская Н.К. Об учителе. М., 1959, с.П4.
А.В.Луначарский, раскрывая важность перспективной задачи -всестороннего, гармоничного развития школьников, подчеркивал, что для ее реализации (в приближенном виде) необходимо организованное включение их в многообразные виды деятельности, а именно: учебную работу, производительный труд, занятия искусствами (лепка, рисование, хоровое пение, музыка, ритмика), гимнастика и спорт, игра, работа в органах школьного самоуправления. Эти положения даны в обращении Государственной комиссии по просвещению от 16 октября 1918 г., написанном А.В.Луначарским*.
Проблемы определения видов деятельности, содержания школьной жизни разрабатывались выдающимися педагогами 20-30-х годов -С.Т.Шацким, П.П.Блонским, А.С.Макаренко.
В статье "Наше педагогическое течение" (1923) С.Т.Шацкий писал: ".Организовать жизнь детей - значит организовать их деятельности, которые мы определяем как деятельность самосохранения (охрана здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельность умственную и социальную. Мы указываем на то, что организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным периодам, с одной стороны, с другой стороны, быть по возможности р полной и жизненно необходимой для них- .
Многолетний опыт практической организации производительного труда учащихся, большие потенциальные возможности этого важнейшего вида их деятельности для всестороннего развития был накоплен в работе воспитательных учреждений, руководимых А.С.Макаренко. Творческое использование его педагогической системы в
1. См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа.
Сборник документов I9I7-I973 гг. И., 1974, с. 137-145.
2. Шацкий С.Т. Пед.соч.: в 4-х тт. И., 1964, с. 140. ряде школ показало действенную силу закономерностей, выявленных ученым - практиком - писателем: развивающаяся и воспитывающая сила труда может лучше всего проявиться в едином сплоченном коллективе педагогов и учащихся; чем выше и общественно значимее ценности, создаваемые трудом учащихся, тем сильнее его воспитательное воздействие, В системе воспитательной работы А.С. Макаренко труд являлся основным, главным элементом и при решении учебных и общественно важных практических задач, ценным средством политического и нравственного воспитания,
Большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов трудового воспитания, политического развития сельских школьников внес В.А.Сухомлинский. Задачи политехнического обучения в школе Сухомлинского решались и при изучении основ наук, и в трудовом обучении, и в производительном труде, и во внеклассной работе. За время обучения в школе ученикам создавались условия для работы с различными ручными инструментами, машинами, электротехническими и автоматическими устройствами (в определенной последовательности, с учетом возраста детей). А.В.Сухомлин-ский писал, что одна из труднейших сфер воспитательной работы -добиться того, чтобы труд, наука стали предметом "коллективистских взаимоотношений, интересов, связей"*. Он подчеркивал, что в процессе коллективного труда учащиеся практически приучаются к новым общественным отношениям. Осознают особенности нового, коммунистического отношения к труду. Совместный труд развивает такие важнейшие черты коммунистического мировоззрения и морали, как коллективизм, уважительно-заботливое отношение к человеку, социалистический гуманизм.
I. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., с.17.
В трудах советских педагогов, разрабатывающих методологию коммунистического воспитания, в качестве одной из важнейших проблем выделяется соотношение обучения и воспитания, сознания и поведения, значение деятельности в формировании личности (Н.К.Гор-чарова, Й.А.Каирова, Ф.Ф.Королева, Э.И.Моносзона и др.). Проблема, интересующая нас, нашла отражение в теоретических положениях и практике В.А.Сухомлинского, в работах Н.И.Болдырева, И.С.Марь-енко, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, Г.Н.Филонова и др.
Более основательно, предметно рассматривались вопросы теории и практики трудового воспитания и обучения школьников в трудах А.М.Арсеньева, П.Р.Атутова, А.Ф.Ахматова, С.Я.Батышева, О.С.Богдановой, А.А.Васильева, Ю.К.Васильева, Г.Н. Волкова, Ю.В.Гербеева, И.Г.Гончарова, И.С.Гореславского, А.Ю.Гордина, И.Д.Зверева, М.А.Жиделева, К.А.Ивановича, К.Н.Катханова, В.И.Кач-нева, П.П.Костенкова, С.Е.Матушкина, И.К.Матюши, М.У.Пискунова, В.А.Полякова, В.Г.Разумовского, Ю.П.Сокольникова, М.Н.Скаткина, Д.Л.Сергиенко, Д.А.Сметанина, С.Г.Шапоринского, А.А.Шибанова, Д.А.Эпштейна, И.Д.Чернышенко и других исследователей.
Изучаются вопросы взаимосвязи трудового воспитания и профориентации школьников (Л.В.Ботякова, Е.Д.Варнакова, Г.И.Галките,
A.Е.Голомшток, Л.А.Иовайша, Н.Я.Которович, Л.Л.Кондратьева, И.В.Майоров, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, Е.М.Павлютенкова, Н.Н.Чистяков, С.Н.Чистякова, С.А.Черник и др.)
Значительные исследования проведены по психологии и физиологии трудового обучения и воспитания (С.Г.Геллерштейном, Е.А.Климовым, Т.В.Кудрявцевым, С.А.Косиловым, Ф.И.Иващенко, Л.Ф.Ломовым, Б.А.Милеряном, З.А.Решетовой, Д.И.Фельдштейном,
B.В.Чебышевой, К.К.Платоновым и др.).
Особую группу работ составляют кандидатские и докторские диссертационные исследования, которые в социолого-педагогичес-ком аспекте рассматривают проблемы формирования у школьников готовности к труду в различных сферах народного хозяйства (Р.Г. Гурова, А.Г.Лучинская, В.И.Петрова, Л.И.Печенюк, П.Н.Сырбу,Т.И. Шамова, В.К.Шаповалова и др.).
Ряд важных научных выводов, касающихся теории трудового воспитания, содержится в работах М.Б.Болтабаева, М.С.Захариной, А.Э.Измайлова, И.К.Кадырова, А.Мухамоджанова, А.Д.Никифорова, И.О.Обддова, С.Р.Раджабова и др. В них нашли отражение отдельные аспекты специфики организации трудового воспитания сельских учащихся . Однако в педагогических исследованиях пока недостаточно осуществляется комплексно-региональный подход к проблеме трудового воспитания школьников.
В решении ХХУ1 съезда КПСС отмечено, что в условиях Средней Азии, где большая плотность населения и есть избыток рабочей силы, особенно на селе, необходимо развивать нужные для народного хозяйства производства, шире вести подготовку квалифицированных рабочих коренной национальности, прежде всего из числа сельской молодежи.
В настоящее время в орошаемых долинах среднеазиатского региона наметилась тенденция приближения к сельской местности ПТУ с промышленным уклоном, создание при школах учебных цехов, участков промышленных предприятий .•
Из этого следует необходимость конструирования специфической системы целевых установок, содержания и форм организации трудового воспитания сельских школьников хлопкосеющих районов, подготовки их к профессии сельскохозяйственного и промышленного профиля.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что совершенствование трудового восшиания сельских школьников с учетом изменения экономической и социальной психологии крестьянства - проблема возрастающей актуальности как в теоретическом,так и в практическом ее значении. Недостаточная научная разработанность данной проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов',1 Предмет исследования - процесс становления современной системы трудового воспитания учащихся средней общеобразовательной школы хлопкосеющего района среднеазиатских республик и перспективы ее дальнейшего совершенствования.
Цель исследования - разработать теоретические основы построения региональной системы трудового воспитания учащихся сельских школ с учетом социального и научно-технического прогресса и определить перспективы ее дальнейшего развития, что должно способствовать существенному повышению эффективности трудового воспитания школьников и подготовки их к социально необходимому труду.
Б исследовании была выдвинута концепция правомерности создания региональной системы трудового воспитания сельских школьников хлопкосеющих районов Средней Азии, учитывающей отрасли народного хозяйства, достижения науки, целостный опыт, накопленный в воспитательной работе в школах страны,
В соответствии с высказанной идеей нами в виде рабочей гипотезы было сформулировано следующее предположение. Создание региональной модели системы трудового воспитания учащихся хлопкосеющих районов возможно, если все ее компоненты (цели, задачи, содержание, формы и методы):
• синтезируют знания, накопленные в педагогике и смежных науках по этой проблеме;
• учитывают современные требования сельскохозяйственного производства региона, отражают его специфику, а также трудовые традиции народа и особенности окружающей среды;
• обеспечивают единство задач обучения с целевыми направлениями Трудового и нравственного воспитания учащихся; чем выше по уровню педагогическое руководство трудовым воспитанием, тем сильнее его воздействие на формирование личности ученика, на его мотивационно-потребностную сферу;
• направлены на осуществление взаимосвязи всех сторон учебной урочной и внеурочной работы учащихся, на включение всех возрастных групп, начиная с первого класса, в общественно полезный и производительный труд;
• ориентирует на деловое сотрудничество школы, общественных организаций, родительской общественности, производственных коллективов и средств массовой информации на объективное изучение положительных и негативных факторов трудового воспитания, принятие действенных профилактических мер по устранению недостатков;
• побуждают учащихся к активной, самостоятельной, творческой, исполнительской деятельности (в том числе на общественно полезный производительный труд), которая должна быть тесно связана с системой всей учебно-воспитательной работы школы и целе-направлена на подготовку учащихся к труду и социальной активности,
В ходе исследования решались следующие основные задачи:
I. Теоретическая разработка основ системы трудового воспитания учащихся (единства трудового воспитания и обучения, осуществление принципа политехнизма, профориентационный направленности урочной и внеурочной работы), исследование целей, задач, основных путей, методов, форм и условий трудового воспитания,
2. Определение примерного содержания, общественно полезного, производительного труда как основы системы трудового воспитания в школах хлопкосеющего района.
3. Выявление реальных путей усиления направленности обучения, внеклассной и внешкольной работы, использование возможностей окружающей среды в трудовом воспитании молодежи.
4. Выявление требований, предъявляемых к трудовой подготовке школьников современным хлопкосеющим производством. Создание совместно с производством и местными советами проекта региональной системы трудового воспитания учащихся.
5. Разработка обоснованных рекомендаций, способствующих повышению воспитательного потенциала педагогического коллектива, пионерской и комсомольской организаций, семьи, производственных коллективов, общественности, их влияния на организацию трудового воспитания школьной молодежи.
6. Обоснование основных критериев, показателей уровня трудовой воспитанности школьников с учетом условий хлопкосеющего региона.
Исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа: первый - изучение источников по проблеме, разработка примерной программы трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ хлопкосеющих регионов Средней Азии; второй - опытная проверка программы, теоретической осмысление, формулирование общей концепции о правомерности создания региональной программы трудового воспитания сельских школьников, выявление ее компонентов; третий - проведение экспериментальной работы в школах, выявление оптимальных форм организации производительного труда учащихся разных возрастных групп (индивидуальных, звеньевых, бригадных и т.п.), воздействие их на учебную деятельность, профессиональную ориентацию школьников.
Проведенная нами работа является первой попыткой обобщить и теоретически осмыслить связь трудового воспитания с производительной деятельностью при монокультурном хозяйстве учащихся и выявить специфические возможности решение данной проблемы в условиях хлопкосеющих районов Средней Азии.
Общей методологической базой и теоретической основой нашего исследования является марксизм-ленинизм, его учение о социальной обусловленности воспитания, о преобразующей роли труда, соединении обучения и воспитания с производительным трудом, политехническим образованием. Основополагающее значение имели программные установки КПСС, решения партийных съездов и пленумов, сессии Верховного Совета СССР об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, а так же прогрессивные идеи советских педагогов и деятелей народного образования о коммунистическом воспитании подрастающих поколений.
Опираясь на марксистско-ленинскую методологию, мы использовали в своей работе следующие методы исследования:
• теоретического анализа: изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, программы КПСС, материалов партийных съездов, пленумов, документов партии и правительства о школе;
• изучение и анализ современной научной литературы материалов научных конференций, архивных источников. Использованы также статистические данные органов народного образования, министерства просвещения среднеазиатского региона;
• наблюдение, изучение и обобщение опыта работы руководителей колхозов и совхозов, школьных учителей, работников внешкольных учреждений.
Нами изучались и анализировались основные тенденции в историческом опыте организации трудового воспитания и обучения учащихся, современный передовой педагогический опыт ряда школ, городских и сельских учебных комбинатов профессионально-технических училищ; направления современной технологии выращивания хлопка, развития агропромышленных предприятий и основные требования к профессии хлопковода; научно-педагогические труды (монографии и пособия, докторские и кандидатские диссертации и др.); проведен опрос 42 экспертов (учителей труда, классных руководителей, директоров школ, председателей колхозов, совхозов и др.). Это дало возможность установить, что проблема трудового воспитания - многофакторное явление, ее различные аспекты разрабатываются педагогами и психологами, социологами и экономистами, физиологами и медиками.
Педагогический эксперимент велся поэтапно. Констатирующий эксперимент, главная задача которого, наряду с выяснением реального состояния трудового воспитания школьников, состояла в том, чтобы унифицировать и целенаправить опыт создания благоприятных условий для формирования проектируемых качеств в процессе трудовой подготовки школьников, обеспечить условия преобразующее созидательному эксперименту. Формирующий этап исследования предполагал широкое внедрение результатов исследования в практику работы школ, колхозов, совхозов по трудовому воспитанию.
Применялись также и опросные методы (анкеты, сочинения, интервью, беседы и т.п.), которыми были охвачены учащиеся, учителя, классные руководители, директора школ, родители, руководители и специалисты колхозов и совхозов. В результате - получено около 5 тысяч сочинений, более 15 тысяч анкет, 220 индивидуальных записей и интервью. Большое место занимало изучение различных документации школ, отчетных материалов классных руководителей, учителей, руководителей трудовых объединений школьников по постановке трудового воспитания учащихся. Это помогало решать вопросы, касающиеся объема, содержания общественно полезной трудовой деятельности, и осуществлять корректировку их педагогической направленности. Б целях выявления интересов учащихся к отдельным видам труда и мотивов выбора профессии, мы применяли также диагностические опросники. На всех этапах исследования применялись также и технические средства (фотографирование, киносъемочная аппаратура и т.п.). Это дало возможность глубже,всесторонне собрать педагогические факты, которые помогли впоследствии при обобщении выводов, необходимых для подтверждения гипотезы. Нами изучались также объективные условия и субъективные факторы социальной жизни села в различных областях региона. Использованные нами методы исследования применялись в постоянной взаимосвязи, взаимодействии и дополняли друг друга.
Базой исследования, проведение опытно-экспериментальной работы служили: средние школы Ш 2,7,16 Кумкурганского, № 23,25 Гивдуванского, № 6,10,15 Гулистанского, № 3,7,9 Букинского, Чи-назского районов Узбекистана, й 3,11 Пахтаоарольского, ],' 17 Иль-ичевского Чимкентской области Казахской ССР, № 5,15,21 Мирза-Турсунзодинского района Таджикской ССР.
Важным источником исследования явились: практическая работа автора (более 20 лет) в сфере трудового воспитания школьной молодежи, результаты научных разработок учителей базовых школ, работающих под нашим руководством, передовой опыт ряда школ Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, материалы телевидения,где автор с 1978 г. ведет постоянную передачу "Выбирай свою профессию сознательно".
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Теоретическое обоснование педагогической целесообразности разработки региональной системы трудового воспитания учащихся общеобразовательной школы (обоснование общих и сцецифиче-ских целей, задач), определение основных элементов системы, совокупность методов и организационных форм, учет комплекса условий, необходимых для успешности трудового воспитания в школах хлопкосеющего региона;'
2. Совокупность теоретически разработанных и экспериментально проверенных положений, которые послужили основой для построения региональной системы трудового воспитания школьников,
3. Основные положения примерной программы трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ хлопкосеющих районов Средней Азии, разработанной нами с учетом региональных особенностей, где определены эффективные формы и методы соединения обучения с производительным трудом - как основы социального становления подрастающего человека в условиях монокультурного ведения сельского хозяйства в Средней Азии.
Научная новизна исследования состоит в следующем: создана научно обоснованная система трудового воспитания сельских школьников с учетом особенностей хлопкосеющих районов, определены ее содержание и наиболее эффективные формы и метода. Установлены тенденции (положительные и отрицательные) трудового воспитания сельских школьников в учебно-воспитательном процессе школы. Научно обоснована целесообразность комплексно-региональных исследований, которые раскрывают специфические особенности трудового обучения и воспитания (с учетом демографических условий, возможностей его дифференциации, нормативных границ труда девочек и мальчиков) и направлены на дальнейшее совершенствование системы трудового воспитания сельских школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации научно обоснованы особенности региональной системы трудового воспитания учащихся, определена система знаний и трудовых умений, необходимых для агропромышленного производства, разработана примерная программа и методика проведения трудового воспитания в сельской школе (1У-Х классы). Б целях повышения результативности трудового воспитания даны практические рекомендации по использованию возможностей учебного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, а также передовых трудовых традиций советского народа. Определены эффективные формы совместной работы школы, семьи и производственного коллектива по вовлечению учащихся в общественно полезную, производительную, педагогически целесообразную деятельность.
Внедрение результатов исследования. Основные положения исследования использованы: а) в пособиях в помощь педагогу и активу учащихся - "Примерная программа трудового воспитания учащихся в условиях хлопкосеющих районов Средней Азии", "Водитель хлопкоуборочных машин"; б) в методических рекомендациях - "Система трудового воспитания учащихся", "Система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ", "Политехнические знания в действии", "Совместная работа школы, семьи и производства по трудовому воспитанию сельских школьников", которые были одобрены Минпросом Узбекистана.
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования прошли проверку в базовых школах УзНИИПН, в ряде школ Узбекской ССР (Кумкурганском, Гиждуванском, Якобагском, Сырдарьинском, Букинском, Чиназском, Московским районах),а также Казахской, Таджикской ССР. Основные положения диссертационной работы обсуждались на городских, районных, республиканских и Всесоюзных педагогических чтениях (1976,1979 гг.), на Всесоюзных научных конференциях (1973,1976,1977,1979,1980,1982), научных тематических конференциях - семинарах. Кроме этого на тему "Система трудового воспитания" читались лекции в ОблИУУ, ЦИУУ республики, коллективно разрабатывались пути внедрения результатов исследования в практику. Анализ основных тенденций развития народного образования в этих республиках позволил выявить то общее и специфическое в традиционно сложившейся системе трудового воспитания учащихся. При этом основная часть исследования осуществлена на базе Узбекской республики. Это объясняется, во-первых, тем, что автор диссертации является непосредственным участником качественного развития узбекской школы и педагогической науки 60-80-х годов. Во-вторых, рассматривая различные аспекты системы трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов, неизбежны нежелательные повторения, поскольку в основе данной проблемы лежат общепедагогические принципы и закономерности.
Исследование, в основном, носило опытно-поисковый характер: были взяты школы 3-х типичных регионов Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, которые схожи по степени сельскохозяйственного профиля, высокой плотности населения, его социальному положению. Сравнительные данные как по территориальному принципу, так и по отдельным компонентам системы трудового воспитания позволили обосновать социально-педагогическую необходимость создания регионально-локальной системы трудового воспитания сельских школьников.
Разработанная нами примерная программа трудового воспитания после апробации вошла в структуру действующих сегодня учебных программ трудового обучения учащихся школ Узбекистана.
Избранная нами логика исследования обусловила и структуру изложения работы, состоящей из введения, четырех глав, приложений и библиографии. В первой главе развиваются общие теоретические подходы к изучению проблемы; представлена общая концепция системы трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов. В последующих главах на базе общих теоретических положений (о соотношении трудового обучения и воспитания, о принципе политехнического развития и его роли для подготовки учащихся к труду, об учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в трудовом воспитании) освещаются методы исследования, материал опытно-экспериментальной работы, ее методи-г ческие результаты. В них нашли практическую реализацию теория вопроса, в то же время эти материалы исследования послужили основой для обоснования общих теоретических положений.