Введение 3 1 Ошибки и этапы публичного выступления 5 1.1 Десять ошибок начинающего оратора 5 1.2 Этапы публичного выступления 8 2 Правила и приемы публичного выступления 10 2.1 Как правильно подготовить речь? 10 2.2 Вхождение в контакт 14 2.3 Аргументация и убеждение 17 2.4 Завершение выступления 18 Заключение 20 Список используемой литературы 22
Введение
Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее – болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.[1] Существуют следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе менеджера: • Умение вести деловую беседу; • Умение проводить совещания; • Умение выступать публично; • Умение вести переговоры. И, наоборот, отсутствие умений, навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры менеджера ставят под вопрос успешную работу и его самого, и его подчиненных.[4] Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого менеджера, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.[8] Главной целью данной работы является раскрытие следующих моментов: • этапы публичного выступления; • структура произносимой речи; • 10 ошибок ораторов; • основные правила и приемы, способствующие успешному выступлению. В заключительной части я проведу итог по проделанной работе и постараюсь описать все плюсы и минусы. Прежде чем перейти к основной части своей работы я решила привести пример из опыта знаменитого американского оратора Дейла Карнеги. Попал он в эту ситуацию тогда, когда только начинал свой путь оратора. Остается ответить на вопросы: «почему же так происходит? что нужно сделать для того, чтобы не оказаться в подобной ситуации?» В своей работе я попытаюсь дать ответы на эти вопросы и, тем самым, достигнуть намеченных мною целей. Для начала ответим на первый вопрос.
Заключение
В самом начале своей работы я привела пример из жизни Дейла Карнеги. Пример о его проваленном выступлении. И обозначила два вопроса, на которые впоследствии постаралась дать ответ. Первый вопрос звучал, как «почему же некоторые ораторы терпят фиаско при публичном выступлении?» Ответ я представила в виде списка самых распространенных ошибок, выделенных специалистами в области коммуникативных технологии, и краткого комментария к каждому пункту. Если говорить в общем, то ошибки заключаются в следующем: несоответствие образа выступающего с его речью; оправдания и извинения; неправильное и неуместное употребление слов; занудство, т.е. отсутствие чувства юмора; высокомерие и всезнайство или, наоборот, выраженная неуверенность; монотонность и отсутствие пауз. Знать эти ошибки обязательно для каждого, кто не хочет их допускать. Вторым вопросом было: «что необходимо сделать для того, чтобы не попадать в ситуацию, описанную в примере?» А ответ на него я представила в виде практических советов, описания основных правил и приемов публичного выступления. Структура изложения данных аспектов представлена в соответствии с этапами публичного выступления: 1. Подготовка к выступлению. Здесь необходимо: во-первых, обдумать тему речи, его основные тезисы и структуру; во-вторых, прорепетировать дома перед родственниками или просто перед зеркалом, чтобы отточить все приемы будущей речи; в-третьих, желательно заранее узнать аудиторию, в которой предстоит выступать; в-четвертых, по возможности подготовить свою речь с учетом состава слушателей (национальность, религию, возраст и т.д.). Все это даст возможность оратору чувствовать себя более уверенно при непосредственном выступлении. 2. Вхождение в контакт. Чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, непринужденной, открытой позой, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды. Кстати одежда оратора не должна отвлекать от выступления ни его самого, ни слушателей. Иначе все старания выступающего могут в один миг сойти на нет. 3. Концентрация и поддерживание внимания слушателей. Для того чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное вначале внимание будет быстро потеряно. 4. Аргументация и убеждение. При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае нельзя давить на противника. Это лишь усугубит и без того накаленную ситуацию. Лучше искренне улыбнуться и показать тем самым свою уверенность в себе и в своем мнении. Главное – это вежливость и толерантное отношение к противоположному мнению. 5. Завершение выступления. Это последний этап. Здесь важно подытожить все вышесказанное и повторить основные мысли выступления. Так же обязательно выразить аудитории благодарность за внимание, готовность ответить на возникшие вопросы. Опять же нельзя забывать о поддержании зрительного контакта и искренней улыбке. Однако сразу овладеть этими правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не зря вышеупомянутый Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите в совершенстве овладеть ораторским искусством, то практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!» Думаю, этот совет наиболее действенный, так как способствует приобретению опыта.
Список литературы
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник.- СПб.: Издательство «Союз», 2010 2. Авдулова Т.П. Психология менеджмента: Уч. пособие, -М.: Издательский мир «Академия», 2009 3. Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, -М., 2009 4. Сухарев В. Этика и психология делового человека, М.:Агенство ФАИР, 2010 5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2009 6. Снелл Ф. Искусство делового общения. –М., 2010 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2009 8. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие, М., 2009 9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 2010 10. Кричевский Р. Л, Если вы - руководитель. — М., 2003. 11. Ладанов И.Д. Практический менеджмент М.: 2005. 12. Леонов Н.И. Психология делового общения. –М.: НПО МОЭК, 2009 13. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. –М.: РАГС, 2010 14. Управление персоналом организации. Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова, -М.: ИНФРА-М, 2007 15. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. –М.: РАГС, 2009