Главная » 2014»Июль»20 » Скачать ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ бесплатно
03:42
Скачать ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Страниц: 49  
Формат: doc  
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Педагогическая характеристика понятия развития познавательной активности 5
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников 9
ГЛАВА ІІ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ "ЧЕЛОВЕК И МИР" 16
2.1. Активные методы развития познавательной активности на уроках курса "Человек и мир" 16
2.2. Методы развития познавательной активности младших школьников во внеурочное время 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема познавательной активности не перестает быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность позволяет удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения. Познавательная активность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития познавательной активности учащихся в школьные годы. Развитие познавательной активности в нашем понимании представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня познавательной активности учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
Взаимосвязь познавательной активности и понимания изученного материала раскрыта в трудах С. В. Герасимова, познавательной активности и общения - М. И. Лисиной, познавательной активности и исследовательской деятельности - Д.Б. Годовикова, познавательной активности и познавательного интереса - Н.Г. Морозовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения рассмотрены Ю. Н. Калюткиным, уровни познавательной активности - Е.В. Коротаевой, психологическая структура и динамика развития познавательной активности - A.M. Матюшкиным; вопросы активизации учебно-познавательной деятельности студентов - В.М. Вергасовым, В.И. Загвязинским и др. В работах Н.Я. Виленкина, А.И. Глушковой, О.Б. Епишевой, М.И. Зайкина, А.Е. Малых, В.М. Монахова, Т. С. Поляковой, Ю.М. Фоминых освещены вопросы, связанные с организацией и проведением внеурочной работы с учащимися.
Цель исследования: изучение методов и приемов развития познавательной активности на уроках по предмету "Человек и мир".
В соответствии с целью и актуальностью можно выделить следующие задачи исследования:
" Дать педагогическую характеристику понятия развития познавательной активности;
" Представить особенности развития познавательной активности младших школьников;
" Описать активные методы развития познавательной активности на уроках курса "Человек и мир";
" Рассмотреть методы развития познавательной активности младших школьников во внеурочное время;
" Обобщить опыт методистов по теме развития познавательной активности школьников;
" Разработать планы-конспекты занятий по предмету "Человек и мир"
Объект исследования: школьники младших классов.
Предмет исследования: развитие познавательной активности учащихся младших классов на уроках "Человек и мир
Список литературы
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы /Б.Г.Ананьев// Ученые записки ЛГУ. Психология. - 1959. - Вып. 16. - № 265. - С. 41-60.
Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. - М.; Генезис, 2000. - 110 с.
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя,/ В.Б. Бондаревский. - М., "Просвещение", 1985 - 144 с.
Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.
Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе. /Г.Ф.Гаврилычева.//Начальная школа. - №12. - 1986. - С.17-19.
Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина /А.К.Дусавицкий. - М.; Изд. Центр "Академия", 1999. - 320с.
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. /А.З.Зак. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с.
Ипполитова, М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста. /М.В.Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993. - 314с.
Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников/О.А.Козлова// Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 49-52
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека/А.И.Крупнов // Вопросы психологии. - 1984. - №3. - С. 25-33.
Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. /Ю.Н.Кулюткин // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С. 41-44.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. /А.К.Маркова. - М., Просвещение, 1983. - 96 с.
Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе. /Н. Г. Морозова. - М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1979. - № 2. - С. 21-24.
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. /Н.Ф.Талызина. - М.: Просвещение, -1988. -175 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. /С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 704 с.