Главная » 2014»Сентябрь»25 » Скачать Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение. Оноколов, Юрий Павлович бесплатно
07:28
Скачать Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение. Оноколов, Юрий Павлович бесплатно
Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение
Диссертация
Автор: Оноколов, Юрий Павлович
Название: Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение
Справка: Оноколов, Юрий Павлович. Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Ростов-на-Дону, 2005 249 c. : 61 05-12/1889
Объем: 249 стр.
Информация: Ростов-на-Дону, 2005
Содержание:
Глава 1 Общие причины и условия преступности военнослужащих
§1 Социальные и организационные причины и условия преступности военнослужащих
§2 Наркотизм и алкоголизм как причины и условия преступности военнослужащих
§3 Неуставные отношения, превышение власти и иные насильственные действия как причины и условия преступности военнослужащих
§4 Правовые причины и условия преступности военнослужащих
Глава 2 Причины повторности преступлений военнослужащих
§1 Причины повторности преступлений несудимых военнослужащих
§2 Причины повторности преступлений осужденных военнослужащих
§3 Криминологический портрет осужденных военнослужащих Г
Глава 3 Предупреждение преступлений, совершаемых военнослужащими
§1 Социальные и организационные меры предупреждения преступлений, совершаемых военнослужащими
§2 Правовые меры предупреждения преступлений, совершаемых военнослужащими
Введение:
Актуальность темы. Военная реформа, начатая в России еще в 90-х годах, вплотную подошла к решению проблемы создания Вооруженных Сил нового типа. Для военной организации РФ крайне важен начавшийся процесс смены характера армии, основными чертами которого являются: демократизация армейской жизни, автоматизация и компьютеризация всех сфер военной деятельности, воспитание воина-гражданина, воинапрофессионала.Важной составной частью проводимых, наряду с военной, судебной и административной, реформ является реконструкция уголовного, уголовноисполнительного и иных отраслей законодательства РФ. Совершенствование УК РФ и УИК РФ, действующих и в отношении военнослужащих, осуществляется на основе общепризнанных международных принципов, которые нередко воспринимаются российским законодателем с излишним гуманизмом, без учета специфики воинских правоотношений.Между тем привлечение воинских формирований к выполнению отдельных задач в условиях боевой обстановки в мирное время, особые отношения единоначалия и подчинения, необходимость оперативного решения возникающих проблем, в том числе уголовно-правового и дисциплинарного характера, требуют особенного взвешенного подхода.В условиях увеличения числа преступлений в армии, распространенности неуставных взаимоотношений, латентности большого числа правонарушений и преступлений и отсутствия адекватного реагирования на них со стороны органов военного управления, прокуратуры и суда возникает угроза дестабилизации управления войсками.Негативные процессы, происходящие в обществе, в значительной мере привносятся в армию теми, из кого она формируется. Если в середине 80-х гг. преступность в армейской среде снижалась, то в 1989 г. этот процесс приостановился. Более того, уже в начале 90-х г. выросло количество уклонений от военной службы, стало больше тяжких, групповых преступлений и преступлений, совершенных на почве пьянства; участились факты хищения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе со складов воинских частей. Пик криминальной активности пришелся на 90-е гг.; в 2000-2003 гг. регистрировалось в среднем около 23 тысяч преступлений, совершенных военнослужащими . Проблема укрепления законности и правопорядка, борьба с преступностью в Вооруженных Силах и других воинских формированиях продолжает оставаться весьма актуальной, а тенденция нарастания воинской преступности весьма неблагоприятна и свидетельствует об ухудшении криминогенной обстановки.Этому сопутствуют недостаточная социальная поддержка военнослужащих, ухудшение качественных характеристик призывного контингента, распространенность криминальной субкультуры в воинских коллективах, увеличение числа воинов, употребляющих наркотики, неэффективное исполнение уголовных наказаний, необоснованная декриминализация за последнее десятилетие большого числа воинских преступлений и гуманизация уголовного законодательства. Кроме того, неравномерность нагрузки, налагаемой на командиров, которые должны осуществлять командование воинским подразделением, предупреждать в нем преступления, проводить расследования, осуществлять воспитательную работу с подчиненными, исполнять уголовные наказания и т.д., усугубляется отменой в 2002 г. института дисциплинарного ареста, являвшегося наиболее оперативной мерой реагирования на нарушения военнослужащих и подтверждавшего единоличную ответственность командиров за положение дел в коллективе. О необходимости возвращения дисциплинарного ареста в качестве дисциплинарного взыскания свидетельствует в том числе 1 См.: Волчок В.Г. Преступность военнослужащих как объект комплексного криминологического исследования // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 2. 8. законопроект, разработанный Правительством РФ «О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста» .Представляется необходимым освобождение военного командования от ряда несвойственных ему функций, следует также определить возможности адекватной реакции на правонарушения и преступления военнослужащих уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными и дисциплинарными средствами.С этой целью актуально выявить детерминанты преступности военнослужащих и определить комплексную систему мер по ее профилактике в современных условиях.В то же время комплекс осуществляемых мер по качественному преобразованию Вооруженных Сил РФ, направленный на повышение боевой и мобилизационной готовности военных организаций в России, потребует нахождения не только первоочередных, но и перспективных решений по предупреждению преступности. Приведенные обстоятельства давно востребовали идею пересмотра военно-уголовного, военно-пенитенциарного и дисциплинарного законодательства, в том числе и ввиду неразрешенности концептуальных проблем в области специальных видов преступлений и наказаний, применяемых к военнослужащим.Степень научной разработанности темы. Отдельные детерминанты преступности военнослужащих, ее предупреждения, дисциплинарной, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной реакции на правонарушения и преступления военнослужащих освещались в работах Х.М. Ахметшина, Ю.М. Антоняна, В.М. Борисенко, В.В. Букреева, А.Е. Волкова, А.Я. Гришко, А.Ю. Девятко, O.K. Зателепина, А.В. Ищенко, М.К. Кислицына, В.Н Кудрявцева, К.С. Лиховидова, В.В. Лунеева, Л. Мазура, И.М. Мацкевича, Ф. Милюкова, Е.А. Моргуленко, Н.А. Петухова, Д.Д. Пожидаева, М.Ю. Птицына, А.А. Толкаченко, А.И. Шилова, В.Е. Эминова и др. Вместе с тем отмеченные авторы сконцентрировали внимание в своих трудах (в том числе в диссертационных 1 См.: Российская газета. 2005. 30 июня. исследованиях 2004 г. Волкова А.Е., Мазур Л., Букреева В.В.) на характеристике отдельных направлений уголовной охраны безопасности служебной деятельности и личности военнослужащих, изучении вопросов назначения и исполнения уголовных наказаний, особенно содержания в дисциплинарной воинской части.Однако комплексного изучения организационных, уголовных, уголовноисполнительных, дисциплинарных и иных аспектов причин и условий преступности военнослужащих и разработки системы предупредительных мер как в отношении несудимых, так и осужденных военнослужащих, не проводилось.В отношении необходимости проведения данного диссертационного исследования также можно привести следующие аргументы: • неразработанность в едином комплексе уголовных, уголовноисполнительных и дисциплинарных мер предупреждения преступности военнослужащих; • практическая потребность в разработке новых подходов к определению правовых последствий совершения военнослужащим преступления и организации исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; • необходимость освобождения военного командования от ряда несвойственных ему функций по предупреждению преступлений, проведению расследований, исполнению уголовных наказаний, с их передачей специализированным органам; • неразработанность особенностей причин и условий совершения преступлений осужденными военнослужащими, в отличие от несудимых; • практическая потребность разработки мер предупреждения преступности военнослужащих как на конкретном этапе реформирования ВС РФ, так и с формированием профессиональной армии; • необходимость совершенствования уголовного, уголовно-исполнительного и военно-дисциплинарного законодательства, не отвечающего современным потребностям борьбы с преступностью военнослужащих.Объектом исследования являются детерминанты преступности военнослужащих, а также специфика преступности судимых военнослужащих, воинские преступления и общественные отношения, возникающие в процессе назначения и исполнения уголовных наказаний. В диссертации особо выделяются отношения, возникающие в связи с причинным комплексом преступности военнослужащих и несколькими направлениями ее предупреждения.Предметом исследования являются правовые, теоретические, организационные основы деятельности военных судов, органов военного управления, командования воинских частей, в том числе дисциплинарных, по осуществлению комплекса мер по предупреждению преступности военнослужащих, назначению и исполнению дисциплинарных взысканий и уголовных наказаний, а также нормы уголовного, уголовно-исполнительного, военно-дисциплинарного и иного законодательства.Цель исследования состоит в попытке выявления, обобщения и анализа детерминант преступности военнослужащих, создания комплексной системы уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и дисциплинарных мер по предупреждению преступлений, совершаемых военнослужащими.Для достижения указанных целей диссертант поставил перед собой следующие задачи: • комплексно проанализировать законодательство СССР и Российской Федерации по вопросам уголовно-правового, уголовно-исполнительного и дисциплинарного реагирования на правонарушения и преступления военнослужащих; • изучить причины и условия преступности военнослужащих, ее общественных взаимосвязей и образа жизни военнослужащих; • выявить причины повторного совершения преступлений несудимыми, а также осужденными военнослужащими; • определить влияние внешних условий на преступность военнослужащих, в том числе криминальной субкультуры, и разработать предложения по их частичной нейтрализации; • разработать предложения по повышению эффективности уголовноправовых, уголовно-исполнительных и дисциплинарных мер воздействия на военнослужащих, а также по изменению юридических последствий совершения военнослужащими преступлений; • сформулировать предложения по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного, дисциплинарного и иного законодательства, определяющего соответствующие меры реагирования на правонарушения и преступления военнослужащих.Методологической и методической основой исследования являются базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессов развития и качественные изменения уголовных, уголовноисполнительных и дисциплинарных правоотношений, а также совокупность специальных методов исследования: исторического, статистического, сравнительно-правового и экспертных оценок, анкетирования и анализа документов.При формировании теоретических положений и практических рекомендаций автор опирался на труды ученых в области теории уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, криминологии, медицины, психологии, педагогики, а также на рекомендации, разработки и предложения специалистов, официальную статистику, служебные документы и методические материалы теоретико-прикладного характера.Автором изучено 330 приговоров военных судов и более 200 служебных документов, проанкетировано 70 военных юристов, следователей и прокурорских работников военных прокуратур Новороссийского гарнизона и военной прокуратуры пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ Краснодарского края, а также судей Астраханского, Владикавказского, Краснодарского, Ростовского-на-Дону, Волгоградского, Новороссийского, Махачкалинского, Сочинского, Майкопского, Ставропольского' и др. гарнизонных военных судов Северо-Кавказского военно-судебного округа.Поступившие результаты проходили сравнительный анализ с ранее полученными данными.В исследовании использовался личный опыт практической работы соискателя в военном суде при изучении обстоятельств и причин совершения преступлений, назначении уголовных наказаний военнослужащим, мер, принимаемых командованием воинских частей по предупреждению преступлений.Диссертантом изучена практика назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих, особенно СевероКавказского военного округа.Собранные материалы и полученные данные сравнивались с различными статистическими сведениями, данными органов военного управления и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, что позволило выявить общие закономерности развития исследуемых проблем. В работе использованы показатели, полученные другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме исследования.Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автор предпринял попытку осуществить комплексное уголовно-правовое, уголовно-исполнительное и военно-дисциплинарное исследование и анализ особенностей процесса правонарушений и преступлений военнослужащих, а также предложил систему профилактических мер, противодействующих росту преступлений, совершаемых военнослужащими.Диссертантом, с позиции системного и комплексного подходов, сформулированы теоретические и прикладные основы организации деятельности органов военного управления, командования воинских частей и военных судов, правового регулирования применения к военнослужащим средств профилактического воздействия; предложена система мер, обеспечивающая комплексное предупреждение преступлений, совершаемых военнослужащими, и сформулированы многочисленные предложения по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного и военнодисциплинарного законодательства.По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения: 1. Переход к контрактной профессиональной армии должен сопровождаться уменьшением числа призывников, которые составляют большую часть лиц, совершающих преступления в период прохождения службы, и ограничением числа небоевых воинских формирований, занятых тыловыми и иными вспомогательными работами. Предупреждение воинских преступлений следует начинать с допризывной подготовки молодежи, запрета призывать в армию не только лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, но и отбывших наказание в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы. До призыва следует тщательней контролировать состояние здоровья молодых людей, подлежащих призыву, для ограничения приема на военную службу лиц, больных психическими заболеваниями, склонных к незаконным действиям в сфере незаконного оборота наркотиков, пьянству и алкоголизму; в случае призыва подобных категорий лиц, их следует направлять не в действующие воинские формирования, а в военно-строительные и иные подразделения, занятые вспомогательными и хозяйственными работами, где они проходят службу без доступа к оружию и боевой технике.2. Повсеместному распространению наркомании и алкоголизма в армии следует противопоставить комплекс мер, включающий соответствующее периодическое обследование всех военнослужащих, особенно выполняющих обязанности на объектах повышенной опасности, несущих боевое дежурство, участников боевых действий и воинов, принадлежащих к иным «группам риска», а при необходимости, в случае выявления пристрастия к наркотикам и алкоголю, - их направления в подразделения, исключающие доступ к оружию и боевой технике.3. Неуставные отношения, выражающиеся зачастую в совершении уголовных деяний, являются следствием нынешней системы комплектования войск, приводящей к неформальному объединению военнослужащих в зависимости от срока продолжительности службы, созданию неформальных групп и проникновению в армейскую среду криминальной субкультуры.4. Причинами повторности преступлений, совершаемых военнослужащими, являются: а) распространенность неформальных отношений среди военнослужащих и отсутствие соответствующих подразделений по профилактической работе в отношении неформальных групп; укрывательство правонарушений и преступлений со стороны командования воинских подразделений, высокий уровень латентности и выборочность преследования лиц, совершивших правонарушения и преступления, что порождает безнаказанность и является предпосылкой для совершения в дальнейшем других правонарушений и преступлений; б) большая часть военнослужащих, совершивших преступление, не ощущала адекватных мер реагирования от командования, и далее оставаясь в условиях, предшествовавших преступлению; в) при осуждении во многих случаях наказание назначается условно, а отбывание реального наказания без изоляции от коллектива характерно тем, что военнослужащий остается в тех же условиях, предшествовавших преступлению, в том же воинском звании и должностном положении. В этих случаях осужденные военнослужащие не подвергаются ощутимым правоограничениям и исправительному воздействию.5. Учитывая колоссальный объем обязанностей, которые лежат на командирах подразделений (управление соответствующим воинским формированием, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, проведение воспитательной работы, в том числе наложение дисциплинарных взысканий, разобщение неформальных групп военнослужащих, проведение расследований, исполнение уголовных наказаний и т.д.), следует исключить из нагрузки часть несвойственных им функций.Одним из возможных путей эффективного решения данной проблемы является создание органов военной полиции и военных приставов-исполнителей, которые будут заниматься некоторыми из вышеуказанных обязанностей.6. Единственным дисциплинарным взысканием, обладающим изолирующим эффектом от среды и условий совершения преступления, является дисциплинарный арест, который необходимо вновь ввести в действие в воинских формированиях. Регламентация применения дисциплинарного ареста должна включать в себя: возможность его временного применения начальником воинского подразделения до перевода армии на профессиональную основу; ограниченный перечень нарушений, за который возможно применение ареста; обязательность согласования ареста с военной прокуратурой; расширение возможностей обжалования ареста и его отмены в случае нарушения законности и обоснованности и т.д.7. В целях совершенствования уголовного законодательства следует: а) ввести уголовную ответственность за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или в боевой обстановке, а также как за ряд действий начальника (отдача противоправного приказа, укрывательство преступлений, воспрепятствование осуществлению права на обжалование его решения и т.п.), так и за некоторые действия в отношении начальника со стороны его подчиненных (неповиновение и угроза начальнику, дезорганизация работы воинских частей); перевести состав ст. 332 УК РФ из материального в формальный, определив содержание приказа и устранить противоречие со ст. 42 УК РФ; б) уравнять санкции статей за причинение вреда здоровью военнослужащих до размеров, аналогичных общеуголовным статьям УК РФ, а также повысить размеры других санкций, в том числе за действия, совершенные в боевой обстановке; ввести ряд квалифицирующих признаков (нахождение в состоянии опьянения, на основе национальной или религиозной вражды и т.д.) в составы некоторых воинских преступлений; в) расширить перечень наказаний за каждое воинское преступление, устранить безальтернативность санкций; г) название ст. 335 УК РФ переименовать в «Глумления и издевательства одних военнослужащих над другими при отсутствии между ними отношений подчиненности», выделив среди квалифицирующих признаков систематические издевательства, тяжесть причиненного вреда, в том числе смерть потерпевшего, а также действия, сопряженные с насилием, совершение в боевой обстановке и др.; аналогичные квалифицирующие признаки следует ввести в составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 333 и 334 УК РФ. д) выделить из ареста уголовное наказание в виде содержания на гауптвахте, применяемое в отношении военнослужащих, и начать его применение.8. Повышению эффективности исполнения наказаний, исполняемых на гауптвахтах и в дисциплинарных воинских частях, изолирующих осужденных военнослужащих, будет способствовать формирование в рамках Министерства обороны РФ единой структуры их управления и контроля. В данном случае командование этих воинских единиц будет заниматься и вопросами специфичного военного исправительно-предупреждающего воздействия в отношении осужденных. t 9. Применяемые в настоящее время уголовные наказания, за исключением содержания в дисциплинарной воинской части, не предполагают изменения статуса военнослужащего и перевода его из воинской части.Последствиями совершения преступления военнослужащим должны быть, в обязательном порядке, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение воинского звания, а при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления - увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих службу по контракту. Представляется, что нарушив контракт совершением преступления, военнослужащий не может продолжать военную службу в принципе или в условиях, предшествовавших совершению преступления.10. Обосновывается необходимость, на время до перехода российской армии к профессиональной, внесения изменений в ряд норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и другие акты, которые позволят упорядочить практику своевременного и адекватного реагирования на правонарушения и преступления военнослужащих. Автором предлагается также новая редакция главы 19 УИК РФ «Исполнение наказания в виде содержания на гауптвахте» и новое Приложение 6 к Дисциплинарному уставу ВС РФ «Приведение в исполнение дисциплинарного ареста».Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем комплексно исследованы причины и условия преступности военнослужащих, в том числе особенности повторности совершения преступлений как несудимыми, так и осужденными военнослужащими. В диссертации комплексно предлагается ряд уголовных, уголовно-исполнительных и дисциплинарных мер предупреждения преступлений среди военнослужащих. Сделаны выводы о необходимости совершенствования правового регулирования указанных направлений.Практическая значимость заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию правовых норм направлены на упорядочение реагирования на правонарушения и преступления военнослужащих, повышение эффективности их предупреждения.Рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы военными судьями, военными прокурорами, командованием воинских частей и должностными лицами органов военного управления в практической деятельности, при организации комплексного предупреждения преступлений, совершаемых военнослужащими.Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании военного, уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.Положения диссертации могут быть использованы при подготовке кадров для военных судов, военных прокуратур, органов военного управления, в процессе преподавания в образовательных юридических заведениях курсов «Криминология», «Уголовное право» и «Уголовно-исполнительное право», а также при проведении научных исследований по рассматриваемой проблематике.Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы нашли свое отражение в практической деятельности автора и в судебных заседаниях военных судов Северо-Кавказского военно-судебного округа. Они были предметом обсуждения на заседаниях кафедры криминологии и уголовноисполнительного права Ростовского юридического института МВД России.Основные выводы опубликованы автором в 6 научных работах.Разработанные автором предложения используются в деятельности военных судов Северо-Кавказского военно-судебного округа, военных прокуратур и воинских частей Северо-Кавказского военного округа.Структура диссертационного исследования определена целями и задачами настоящей диссертации и представлена введением, тремя главами, объединяющими 9 параграфов, заключением, списком использованной литературы и 62 приложениями.