Главная » 2014»Сентябрь»30 » Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков,
23:18
Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков,
Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков, занимающихся боксом
Диссертация
Автор: Примаков, Константин Александрович
Название: Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков, занимающихся боксом
Справка: Примаков, Константин Александрович. Комплексная оценка физического развития двигательных качеств, функционального и психофизиологического состояния мальчиков-подростков, занимающихся боксом : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Примаков Константин Александрович; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского] Ярославль, 2008 119 c. : 61 09-13/447
Объем: 119 стр.
Информация: Ярославль, 2008
Содержание:
Введение 4 стр
ГЛАВА 1 Теоретико-методические основы физического развития двигательных качеств функционального и психофизиологического состояния организма мальчиков-подростков, занимающихся боксом в процессе длительной спортивной тренировки
11 Особенности физического развития и функционального состояния организма мальчиков-подростков в возрасте
13-15 лет
12 Двигательные качества мальчиков-подростков, занимающихся боксом и моделирование уровня их повышения методом круговой тренировки 2 ^
13 Психофизиологическое и психо-эмоциональное состояние мальчиков-подростков занимающихся боксом
1А Формирование интереса и устойчивых мотиваций к тренировочным занятиям по боксу у мальчиков-подростков
ГЛАВА 2 Организация и методы исследования
21 Организация исследований
22 Методы исследования
ГЛАВА 3 Педагогический анализ разработки и внедрения в учебно-тренировочный процесс юных боксеров программы обучения с элементами круговой тренировки и обсуждение полученных результатов
31 Основы разработки содержания комплексной программы тренировочных занятий юных боксеров по методу круговой тренировки
32 Особенности проявления двигательных качеств функционального и психофизиологического состояния у мальчиков-подростков, занимающихся боксом с внедрением экспериментальной программы
33 Анализ уровня мотивации к учебно-тренировочным занятиям по боксу у мальчиков-подростков
Введение:
Актуальность. Наблюдающийся рост спортивных результатов за последние годы во многих видах единоборств, в том числе и боксе, особенно в юношеском спорте, требует поиска новых современных теоретических, методических и практических подходов к тренировке юных боксеров.
В современной научно-методической литературе значительное количество исследований посвящено как проблемам спортивной тренировки вообще (Б.М. Ашмарин, 1990; В.К. Бальсевич, 1988; Ю.К. Гавердовский, 1987; Н.Г. Озолин, 1970; В.М.Смолевский, 1987; Л.П. Матвеев, 2007), так и боксу в частности. Значительное внимание уделено анализу развития двигательных, функциональных, технических, морально-волевых, психологических, тактических и многих других очень важных профессиональных качеств, навыков и умений у высококвалифицированных боксеров (A.A. Атилов, 2005; С.Н. Белоусов, 1976; К.В. Градополов, 1965; И.П. Дектярев, 1985; Б.С. Денисов, 1957; П.С. Новиков, 1990; Е.М. Ревенко, 2002). Однако значительно меньше исследований, посвященных изучению этих качеств у юных спортсменов, начинающих активно заниматься боксом (Б.И. Бутенко, 1979; A.B. Гаськов, 1985; Ш.Н. Закиров, 1964; Е.В. Калмыков, 1996; В.А. Лавров, 1976; М.В. Мартынов, 2002; В.Н. Смоленцева, 1997).
По мнению ряда авторов, всесторонняя спортивная подготовленность, юных спортсменов может быть эффективной в том случае, если происходит ее комплексное развитие в техническом, тактическом, физическом и психологическом аспектах (Ю.В. Верхошанский, 1977; 1988; И.Б. Викторов, 1975; М.А. Годик, 1995; Г.О. Джероян, 1975; 1999; Л.П. Матвеев, 1999; В.П. Филин, 1980; H.A. Фомин, 1986).
Кроме того, значительное место, в тренировочном процессе боксера занимает психофизическая подготовленность, которую также необходимо рассматривать, как специальный двигательный навык в вероятностных, непредвиденных и других различных условиях (Джандаров, 2003; Э.Ч. Липинский, 1998; P.A. Прохоров, 2004; 2007; И.М. Туревский, 1997).
Пространственно-временная неопределенность в различных видах человеческой деятельности, особенно в спортивных единоборствах, таких как бокс, вызывает эмоционально-психическое напряжение и связанное с ней изменение различных психофизиологических функций. В отечественной литературе отмечается незначительное количество исследований по выявлению влияния факторов вероятностного изменения на психофизиологическую и моторную функции человека во время двигательной деятельности (В.К. Бальсевич, 1988, 1992; М.П. Дебердеев, 2007).
В связи с этим актуальность настоящего исследования определяется тем обстоятельством, что в работах последних лет, касающихся юношеского бокса, крайне недостаточно представлены данные комплексных исследований психофизиологического развития и уровня подготовленности разных двигательных качеств юных спортсменов, необходимых им для достижения высоких результатов в процессе спортивной тренировки.
В специальной научно-методической литературе приводятся различные примеры эффективного построения учебно-тренировочных занятий с использованием ряда подходов и методов в обучении юных спортсменов: индивидуальный, дифференцированный, системный, личностно-ориентированный (A.M. Шлемин, 1983; М.П. Бандаков, 1980; С.Ф. Бурухин, 2002; Н.В. Жмарев, 1984; JI.E. Ковалева, 2007). Кроме того, в работах анализируются методы индивидуальных заданий: поточный, фронтальный, групповой, игровой, круговой тренировки и многие другие. Из выше перечисленных методов круговая тренировка
И.А. Гуревич, 1980; В.Н. Кряж, 1988; М.С. Горбачев, 2007), на наш взгляд, имеет очень большое значение, так как универсальная форма проведения тренировочных занятий дает возможность спортсменам совершенствовать двигательные качества, формировать отдельные умения и навыки, приобретать знания, воспитывать выносливость и параллельно развивать силу, гибкость и координационную устойчивость.
Поэтому комплексное изучение этой проблемы, а именно, оценки подготовки юных боксеров на основе развития их двигательных, функциональных, психофизиологических качеств и мотивационных особенностей в процессе спортивной тренировки под влиянием специальных прикладных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки, представляется чрезвычайно значимым и актуальным.
Обогащение содержания спортивной тренировки юных боксеров специальными прикладными гимнастическими упражнениями, а также дополнение ее элементами круговой тренировки может обеспечить более эффективную подготовку юных спортсменов и интенсифицировать процесс развития двигательных, психофизиологических качеств и повысить функциональную подготовленность их организма. Все выше сказанное мотивировало настоящее диссертационное исследование.
Цель исследования заключалась в изучении комплексной оценки развития двигательных, функциональных, психофизиологических качеств и мотивационных особенностей в процессе длительной спортивной тренировки у мальчиков-подростков, занимающихся боксом.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс и оценка развития важнейших двигательных, функциональных, психофизиологических качеств у юных боксеров, с применением комплексов прикладных гимнастических упражнений, проводимых с элементами круговой тренировки.
Предмет исследования. Содержание и теоретико-методические основы повышения показателей двигательной подготовки, функционального, психофизиологического развития и улучшения мотивационного уровня к тренировочным занятиям у мальчиков-подростков, занимающихся боксом в возрасте 13-15 лет.
В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что введение в учебно-тренировочный процесс юных боксеров специальной тренировочной программы, с различными прикладными гимнастическими упражнениями, проводимыми с разной интенсивностью и длительностью, используя при этом элементы круговой тренировки, позволит:
• выявить мотивационные особенности у мальчиков-подростков к занятиям боксом;
• комплексно оценить уровень развития их двигательных, функциональных и психофизиологических возможностей организма;
• улучшить отношение к учебно-тренировочным занятиям, повысить интерес и желание к избранному виду спортивных единоборств.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретико-методические основы и состояние двигательных, функциональных и психофизических качеств мальчиков-подростков занимающихся боксом.
2. Разработать специальную программу спортивной тренировки с комплексами прикладных гимнастических упражнений и элементами круговой тренировки.
3. Оценить влияние и эффективность прикладных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки на развитие двигательных качеств функционального и психофизиологического состояния юных боксеров в учебно-тренировочном процессе.
4. Определить характер и основные мотивационные особенности мальчиков-подростков к занятиям боксом.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились основополагающие работы по теории и методике спорта и спортивной тренировке Л.П. Матвеева, В.М. Зациорского, Ю.В. Верхошанского, B.C. Фарфеля, М.Я. Набатниковой, В.Г. Никитушкина.
При рассмотрении вопросов основ обучения двигательным действиям опирались на исследования В.И. Филипповича, A.M. Шлемина, Е.Я. Бондаревского, А.В. Дзюбалова, В.Б. Коренберга, И.М. Туревского, З.И. Кузнецовой.
Юношеский спорт его теория и методика анализировалась в трудах В.П. Филина, H.A. Фомина, М.Я. Набатниковой, Л.Б. Кофмана, М.А. Годик, A.A. Исаева, В.И. Лях, М.В. Мартынов.
Теория и методика спортивной тренировки в различных видах единоборств, в том числе и боксе A.C. Аралбаева, А.И. Бабакова, И.С. Ярыгина, Г.С. Туманяна, Д.А. Тышлера, В.И. Филимонова, Б.Н. Никонорова, A.A. Карелина. Содержание, формирование и развитие отдельных двигательных умений и навыков под влиянием различных физических упражнений с элементами круговой тренировки изучались в работах М. Шолих, В.А. Романенко, A.A. Гужаловского, И.А. Гуревича, М.Н. Жукова, П.К. Петрова, С.Ф. Бурухина, М.С. Горбачева.
Основные этапы исследования условно определяются периодами организации научно-практической и экспериментальной работы.
Настоящее исследование проходило в 4-ре этапа в период с сентября 2001 по декабрь 2007 г.г.
На первом этапе (сентябрь 2001 - май 2005 г.г.) - проводилась тренерская и опытно-экспериментальная работа в юношеском, специализированном боксерском клубе, где изучалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме, и утверждался окончательный выбор темы диссертации. Осуществлялся подбор средств и методов, определяющих физическое развитие юных боксеров их двигательные качества, функциональное и психофизическое состояние в процессе спортивной тренировки.
На втором этапе (июнь 2005 - сентябрь 2005 г.г.) - проводились педагогические наблюдения на соревнованиях, просмотр видео материалов и анализ учебно-тренировочного процесса мальчиков-подростков занимающихся боксом в спортивном лагере.
Третий этап включал период (октябрь 2005 по май 2007 г.г.) - проведение основного длительного эксперимента с внедрением специальной программы для юных боксеров, содержащей различные прикладные гимнастические упражнения с элементами круговой тренировки.
Четвертый этап (июнь 2007 - декабрь 2007 г.) - осуществляли обработку и анализ полученных результатов исследования, написание текста диссертации, и ее апробация.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• проведена комплексная оценка развития двигательных, функциональных и психофизических качеств у мальчиков-подростков занимающихся боксом в процессе спортивной тренировки с использованием специальных прикладных гимнастических упражнений и элементов круговой тренировки;
• обработаны и систематизированы новые данные по комплексному развитию двигательных качеств, функциональному состоянию и психофизической подготовленности мальчиков-подростков, занимающихся боксом.
• разработана и апробирована специальная авторская программа по управлению и совершенствованию учебно-тренировочным процессом юных боксеров.
Научно практическая значимость работы:
Впервые получены данные комплексной оценки подготовленности юных боксеров под влиянием тренировочной программы, существенно расширенной за счет включения большого объема элементов круговой тренировки. Показан эффект развития важнейших двигательных, функциональных т психофизиологических качеств, убедительно доказана эффективность применения специальных прикладных гимнастических упражнений с элементами круговой тренировки в тренировочном процессе юных боксеров.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы тренерами, специалистами по боксу для управления и совершенствования учебно тренировочным процессом в ДЮСШ и на дополнительных внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Достоверность и обоснованность полученных данных определяется широкой методологической базой проведенного исследования; адекватностью подобранных тестов и методов исследования, соответствующих целям и задачам; длительностью учебно-тренировочного процесса, разнообразием форм практической и экспериментальной работы; комплексной оценкой результатов внедренной авторской программы в учебно-воспитательный и тренировочный процесс юных боксеров.
Степень личного участия диссертанта в выполнении работы.
Все материалы, представленные в диссертации, получены и обработаны при личном участии автора. Организационная работа по проведению обследования подростков занимающихся боксом, их учебно-тренировочный процесс на протяжении всего эксперимента осуществлялся диссертантом и тренерами высшей и первой категорий специализированных боксерских клубов г. Таллина.
Диссертантом также были самостоятельно разработаны авторская программа для мальчиков-подростков по развитию двигательных качеств под влиянием различных физических упражнений гимнастического характера и отдельные комплексы специальных упражнений для боксеров с элементами круговой тренировки. По результатам исследовательской работы подготовлены учебно-методические материалы, которые успешно внедрены в практику работы ДЮСШ по боксу в г. Ярославле (приложения 5, 6).
Степень обоснованности положений и выводов, выносимых на защиту. Выводы диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту и рекомендации обоснованы, полностью базируются на полученных и, обработанных математических и собственно фактических данных, соответствуют целям и задачам исследования.
1. Содержание и развитие двигательных качеств боксеров в возрасте 1315 лет средствами круговой тренировки рассматривается как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса направленного на совершенствование программы обучения и качество выполнения специальных прикладных упражнений в процессе спортивной тренировки.
2. Средства круговой тренировки, применяемые в учебно-тренировочном процессе у мальчиков-подростков, занимающихся боксом, позволяют обеспечить его эффективность и повысить уровень силовой, координационной скоростно-силовой и технической подготовленности.
3. Специальная комплексная программа с элементами круговой тренировки разработанная для развития двигательных, функциональных и психофизиологических особенностей организма мальчиков-подростков занимающихся боксом, оказалась доступной для их обучения и способствовала улучшению развития этих особенностей в учебно-тренировочном процессе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах научной и практической работы. Полученные материалы исследования прошли практическую проверку и педагогическую апробацию на методологическом семинаре кафедр факультета физической культуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научных конференциях: «Социально-экономические перспективы развития Эстонии» (Таллин 2002); «Проблематика физического воспитания на современном этапе» - Чтения К.Д. Ушинского ФФК ЯГПУ (Ярославль 2003); «Физкультура. Спорт. Здоровье» - Чтения К.Д. Ушинского ФФК ЯГПУ (Ярославль 2004); Чтения К.Д. Ушинского ФФК ЯГПУ (Ярославль 2008).
Структура и объем диссертации определяется методикой и задачами исследования, которая состоит из введения, 3-х глав, включающих теоретические сведения по проблеме диссертационной работы (обзор литературы), главы «Организация и методы исследования», главы собственных исследований, заключения, выводов, библиографического списка, приложений и актов внедрения.